<<
>>

2.1. Клеточная теория

Клеточная теория – одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений и мира животных.Клеточная теория устанавливает общий структурный элемент растительных и животных организмов – клетку.

Изучение клеток началось с истории изобретения микроскопа, клетки изображал на своих рисунках и голландский микроскопист А. Левенгук. Однако исследователи XVII в., недопонимали значение открытия данного факта, исследования микроскопического строения органов животных носили случайный характер и не дали каких-либо знаний об их клеточном строении. К XVIII в. относятся первые попытки умозрительного сопоставления микроструктуры клеток растений и животных. Вольф в своем труде «Теории зарождения» (1759) пытается сравнивать развитие микроскопического строения растений и животных. Теоретические представления в значительной мере предвосхитили идеи будущей клеточной теории.

Развитие представлений о микроскопическом строении тканей животных связано прежде всего с исследованиями чешского учёного Пуркинье, создавшего в Бреславле большую школу. Пуркинье и его ученики исследовав разнообразные ткани и органы млекопитающих и человека, выявили в первом и самом общем виде их микроскопическое строение, накопили огромный материал, без которого Шванну трудно было бы создать клеточную теорию.

Микроскопическое строение животных тканей изучали и в берлинской лаборатории Иоганнеса Мюллера. Сам Мюллер изучал микроскопическое строение спинной струны (хорды); его ученик Генле опубликовал исследование о кишечных ворсинках, в котором дал описание различных эпителиев и показал их клеточное строение. В лаборатории Мюллера были выполнены классические исследования Теодора Шванна, заложившиеоснование клеточной теории.

Работе Шванна помогли, с одной стороны, исследования его предшественников (особенно школа Пуркинье и Генле), а с другой – то обстоятельство, что Шванн нашёл правильный принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных.

Клетки растений и животных во многом не похожи друг на друга, к тому же клетки животных тканей крайне разнообразны. Однако ядрау всех клеток весьма похожи; взяв в качестве критерия клеточной структуры ядро, Шванн смог установить гомологию и доказать соответствие в строении и росте элементарных микроскопических структур растений и животных. На значение ядра в клетке Шванна натолкнули исследования Шлейдена, у которого в 1838 г. вышла работа «Материалы по фитогенезу». На основании этой статьи Шлейдена часто называют соавтором клеточной теории.

Основная идея клеточной теории.

В 1838 г. Шванн публикует 3 предварительных сообщения, а в 1839 г. появляется его классическое сочинение «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Далее он доказывает, что микроскопические структуры других тканей и органов животного организма – это тоже клетки. Шванн проводит сравнение клеток растений и клеток животных, показывая их соответствие. Далее он развивает теоретические положения и формулирует принципы своей клеточной теории.

Именно исследования Т.Шванна оформили клеточную теорию и доказали (на уровне знаний того времени и со множеством ошибок) единство элементарной структуры животных и растений.

Теория явилась обобщением огромной важности. Ф. Энгельс в письме К. Марксу от 11 июля 1858 г. говорил о революционизирующем значении клеточного учения для естествознания того времени. Он включал учение о клетке в число трёх величайших открытий XIX в., обеспечивших бурное развитие естественных наук в этом столетии.

Современная клеточная теория исходит из того, что клетка является главнейшей формой существования жизни, присущей как растениям, так и животным; в аналогии жизненных проявлений клеток и в их гомологии, основанной на общих закономерностях развития, заключается одно из важнейших доказательств единства живой природы, её общих корней.

Современная клеточная теория:

1) Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.

2) Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).

3) Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.

4) Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.

5) Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.

<< | >>